
неравномерным износом коллектора или недостаточно точным изготовлением коллектора. Обнаружить повышенное биение коллектора можно с помощью микрометра, имеющего подпружиненную измерительную штангу. Измеренное таким образом биение коллектора не должно превышать 5 мкм. В противном случае поверхность коллектора нужно обработать в токарном приспособлении, в специальных призмах или другом приспособлении, дающем необходимую точность установки. Коллекторы якорей высокооборотных электродвигателей должны тщательно проверяться на величину биения.
плохой балансировкой самого якоря. В этом случае даже при исправных подшипниках и амортизационной втулке при включении машины ощущается повышенная вибрация и замечается повышенный шум от вращения якоря. Подобный дефект устраняется балансировкой якоря на специальном балансировочном станке;
износом резиновой амортизационной втулки заднего подшипника;
большим люфтом подшипника или разбитым посадочным местом подшипника;
Повышенное биение коллектора на валу якоря приводит к увеличенной вибрации щеток при вращении якоря, что усиливает искрообразование, и как следствие, приводит к повышенному выделению тепла и сокращению ресурса работы щеток и электродвигателя в целом. Повышенное биение коллектора на валу якоря может быть вызвано следующими причинами:
Рассмотрим эти виды неисправностей подробнее.
несоответствие угла укладки (угла заноса) обмоток якоря исходному типу намотки;
несоответствие между типом коллектора и материалом используемых щеток;
плохой прижим щеток к коллектору;
повышенное биение коллектора на валу якоря при вращении;
К механическим неисправностям якоря и узлов, связанных с ним, относятся:
Все неисправности якоря можно разделить на две группы: электрические и механические.
Рассмотрим методику измерения параметров и нахождения неисправностей якоря, как наиболее дорогостоящей составляющей коллекторного электродвигателя. Внешний вид якоря электродвигателя показан на рис. 1. Обмотка якоря, как известно, состоит из ряда последовательных обмоток (секций), которые уложены в пазах сердечника. Выводы обмоток (секций) электрически подключены к пластинам цилиндрического коллектора. К токопроводящим пластинам коллектора, который вращается вместе с якорем, прижимаются графитовые щетки, через которые происходит коммутация токов в обмотках якоря.
Данный метод является достаточно дорогим и трудоемким, требующим применения специальной измерительной техники и программного обеспечения. В течение ряда лет авторы занимались созданием недорогого прибора, способного быстро определять неисправные узлы в электродвигателях, применяемых в электроинструменте. Результатом этой работы явилось создание прибора ПУНС-5, позволяющего с высокой достоверностью диагностировать почти все электрические параметры "сердца" любого электроинструмента. В ручных электроинструментах, как правило, часто применяются коллекторные электродвигатели переменного тока на напряжение 220 В мощностью от 100 до 2500 Вт. В них наиболее часто выходят из строя якоря, статоры, подшипники, щетки и щеткодержатели. Наиболее дорогим узлом электродвигателя является якорь (от 25 до 50% от стоимости инструмента) и статор (от 15 до 25% от стоимости инструмента). Однако причиной повышенного искрения щеток(наиболее частый признак неисправности в коллекторном электродвигателе) может быть неисправность любого из вышеперечисленных узлов. Безошибочное нахождение дефектного узла, очевидно, положительно сказывается на стоимости ремонта.
В последнее время в мире получили широкое развитие методы диагностики состояния электрических машин, основанные на выполнении мониторинга потребляемого тока с последующим выполнением специального спектрального анализа полученного сигнала, что позволяет с высокой степенью достоверности определять состояние различных элементов двигателя. Физический принцип, положенный в основу этого метода, заключается в том, что любые возмущения в работе электрической и/или механической частей электродвигателя и связанного с ним устройства приводят к изменениям магнитного потока в зазоре электрической машины и, следовательно, к слабой модуляции потребляемого электродвигателем тока. Соответственно, наличие в спектре тока двигателя характерных (и несовпадающих) частот определенной величины свидетельствует о наличии повреждений электрической и/или механической части электродвигателя и связанного с ним механического устройства [1].
В эксплуатации у потребителей находится большое количество электроинструментов, основа которых - коллекторные электродвигатели переменного тока. В связи с этим сервисные центры, занимающиеся их ремонтом, вынуждены искать более эффективные пути выявления и устранения неисправностей. Сложность нахождения дефектного узла в электроинструментах связана с возможностью выхода из строя как механических, так и электрических узлов, причем внешнее проявление этих неисправностей в большинстве случаев одинаково. Без использования диагностических приборов находить неисправные узлы в электроинструменте оказалось весьма затруднительно.
В эксплуатации у потребителей находится большое количество электроинструментов, основа которых коллекторные электродвигатели переменного тока. В связи с этим сервисные центры, занимающиеся их ремонтом, вынуждены искать более эффективные пути выявления и устранения неисправностей
Диагностическое оборудование для проверки якорей и статоров электродвигателей
Диагностическое оборудование для проверки якорей и статоров электродвигателей
Комментариев нет:
Отправить комментарий